Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 
НУЖНЫ ЛИ РУССКИЕ КИРГИЗИИ?
«Чемодан – вокзал – Россия». Все чаще и чаще звучат эти пожелания в адрес русских в Киргизии. Каковы причины такого отношения к некогда, казалось бы, братскому ...

             
        Также в номере:
 
 

 

В2016 году Киргизия отмечает Год культуры и истории. Вроде бы вполне безобидная тематика, однако она чуть было не стала «черной меткой» для русских в Киргизии, равно как и для российско-киргизских отношений.
Ровно 100 лет назад произошло трагическое событие, традиционно называемое «восстанием» против царской России. До сих пор историки не сошлись в однозначной оценке того, что тогда случилось. Но радует, что все больше и больше материалов, ранее засекреченных документов стали доступны исследователям.
Причем свет на трагедию вековой давности проливают порой самые неожиданные источники. Буквально недавно в столице Киргизии – Бишкеке была презентована книга «Правда матери – 20161916». Ее автор – простая, по сути, женщина, гражданка Киргизии и в то же время очень яркий персонаж – председатель правления ОО «Частный детский дом «Мээрим Булагы» Гульнара Дегенбаева.
Этот детский дом примечателен в том числе и тем, что не получает никакой поддержки от государства, более того, периодически возникают попытки отобрать у сирот «их» землю. А земля-то непростая.
Детский дом расположен в селе Ак-Булун Тюпского района на берегу озера ИссыкКуль в старом, 1830 года постройки, первом в Центральной Азии христианском мужском миссионерском монастыре. В 1882 году по указу Императора Александра III для укрепления православной веры на недавно вошедших в состав империи киргизских землях на полуострове «Светлый Мыс» – так переводится на русский язык «Ак-Булун» – был основан Новотроицкий православный мужской монастырь. Первые монахи прибыли на берега Иссык-Куля из Валаама, а настоятелем был назначен игумен Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
При монастыре были распаханы поля, все земли орошались. По воспоминаниям старожилов, при монастыре были пасека, коровник, овчарня, кузня, большие сады, виноградник и цветники. Там же была обширная библиотека, в которой находились книги не только духовного, но и светского содержания. Монахи обучали детей из окрестных сел чтению, письму, азам землепользования. Что примечательно и, наверное, судьбоносно, 36 мальчиков-сирот жили при монастыре.
И, опять же, горестно символично, что в 1916 году были убиты почти все монахи.
Трое из них – Серафим, Феогност и Ираклий чудом остались живы. Серафим и Феогност ушли через горы в Аксайское ущелье (Казахстан), Ираклий до самой смерти скрывался в селе Ананьево. Все трое причислены к лику Святых. К слову, здесь же был открыт детский дом в 1941 году, сюда привезли порядка 400 детей из блокадного Ленинграда.
Новую жизнь дом обрел с приходом Гульнары. Чудом, вопреки всем препятствиям, он существует до сих пор. Уточним – многим представителям власти не нравится, что, по сути, в чудесном курортном месте (а это живописная бухта на берегу озера Иссык-Куль) находится не какой-то современный отель, приносящий колоссальные доходы, а всего лишь детский дом, который спасает сотни жизней.
Из открытых турецких источников (мемуары агента турецкой разведки Адиля Хикмет бея из книги «Пять турков в Азии», изданы в Турции в 1927 году) Гульнаре удалось выяснить следующее:
все события 1916 года не только в Киргизии, но и в других среднеазиатских странах были буквально срежиссированы и реализованы при непосредственном участии и финансовом содействии турецких и немецких агентов.
Приведем одну цитату: «…Это были воспоминания от первого лица тайного агента Османской империи, который провел около 6 лет вместе с коллегами на чужбинах, выполняя особо важное данное им поручение, а именно: они должны были любой ценой поссорить кыргызов и других жителей южных районов тогдашней царской России с русскими. Все пятеро лазутчиков состояли на военной службе в Османской империи, путешествовали, разумеется, под вымышленными именами с легендами, которые все время менялись. Деньги, оружие и помощь они получали в посольствах или у представителей германской разведывательной сети…».
В книге, по-женски эмоциональной, приводятся документальные свидетельства происходящего тогда. И как агенты направляли киргизов уничтожать русских, и как буквально воспитывали в них ненависть к «имперским» захватчикам… Важно, что подобных свидетельств в различных изданиях и исследованиях предостаточно. И, к слову, их никто не оспаривает. Но при этом обороты набирает «туркестанское», назовем его так, движение…

Утраченные связи

Важно напомнить, что с момента обретения Киргизией независимости в 1991 году российское направление было если не утрачено полностью, то ослаблено. И тому есть простое объяснение. Россия была занята решением своих проблем. И только буквально в последние лет 10 российско-киргизские отношения вновь зазвучали. Однако неоднозначно. Несмотря на очевидные попытки российского руководства помогать прежде братской республике не только морально, но и материально (Россия чуть ли не ежегодно выделяет порядка 30 миллионов долларов грантовой помощи Киргизии, и это лишь прямая помощь. Помимо этого огромные суммы вкладываются в совместные инвестиционные проекты и проектные линии через ту же ООН.), есть одно «но». Оно очень важно и, признаемся, возмутительно.
Для понимания ситуации – руками первого президента Киргизии Аскара Акаева в республику «вошли» зарубежные агенты в виде различных проектов, фондов, НПО и т.д. и т.п. Деньги буквально полились рекой. До сих пор точно никто не может сказать, сколько конкретно республика получила.
Главное, что реализуемые проекты были не просто выверены и грамотно просчитаны, но и весьма эффективны. Результат – на сегодняшний день в республике выросло поколение, совершенно уверенное в том, что советское прошлое – чуть ли не самый страшный эпизод в истории киргизского народа. При этом «советское» ассоциируется в первую и последнюю очередь с Россией и русскими.
Ну а «год культуры и истории», главный лейтмотив которого – события 1916 года, соответственно, внес свою немаловажную лепту в отношение к немногим оставшимся в Киргизии русским. К сожалению, практически бездействуют немногочисленные российские организации в республике. Если «госдеповские» проекты говорят о себе громко и гордо, то российские миссии, складывается ощущение, стесняются своего присутствия здесь. Ну, или действуют сугубо в своих интересах.
Как тут не провести параллель с ситуацией на Украине и нынешней ситуацией… К слову об Украине. Если, допустим, российская дипмиссия ведет себя не просто пассивно – ее просто не видно и не слышно, то украинцы рука об руку с американцами уже вошли не просто в киргизское общество. «Захвачена» местная элита, что самое главное – молодая. Воспитанники проектов и того же Американского Университета Центральной Азии сегодня уже – работники госструктур, бюджетообразующих компаний – они стоят у рычагов управления государством.
Собственно, почему бы и нет, если бы не «теневая» современная история страны.
Не за тех воевали?…

Мало республике проблем с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории как Российской Федерации, так и Киргизской Республики), поднимают голову и воспитанники либеральной школы, адепты Туркестанского легиона.
Важно, что тюркские народы по «расовой теории» Третьего рейха рассматривались как «недочеловеки», но именно их использовали для разжигания межнационального противоречия, чтобы противопоставить друг другу и разобщить народы СССР. Один из пунктов идеологии, «предлагаемой» туркестанским легионам, был о том, что Германия приходит не как завоеватель, а как освободитель, который избавит страны региона от советской тирании… Кстати, и мы вернемся к этому чуть позже, участникам «туркестанского легиона» было обещано создание Большого Туркестана – государства под протекторатом Германии, включающего Среднюю Азию, Казахстан, Башкирию, Поволжье, Азербайджан, Северный Кавказ и Синьцзян.
И сегодня адепты, последователи идей «Туркестанского легиона» воспевают славу воевавших на стороне нацистов и призывают избавиться не просто от всего советского, но и от русского… То, что на поверхности, – «антиимперские» бои ведутся, как правило, в соцсетях. Созданы целые группы, которые «открывают глаза на правду» и призывают к буквально «священной войне» против русских.
Вы говорите по-русски?...
Надо отдать должное, Киргизия сегодня на постсоветском пространстве – единственное государство, где русский язык имеет статус официального. Киргизский язык – государственный. Но тут играет роль не столько привязанность к русским (которых, по данным на 2015 год, осталось всего лишь 364,5 тыс. (6,2%).
Для сравнения – без малого миллион на момент распада СССР.), сколько понимание того, что Россия, которая играет на сегодняшний день огромную геополитическую роль в принципе и колоссальную материальную роль для Киргизии, в частности, будет не слишком рада, если даже в языковом плане обидят немногих оставшихся «наших»… Но, к сожалению, на общую картину отношения к русским это не влияет. Все чаще русских не понимают или не хотят понимать. Все меньше тех, кто говорит по-русски.
Кстати, те же «волонтеры» из стран НАТО превозносят идею о том, что для полного счастья достаточно знать английский и киргизский, про русский вообще речи не идет. И, к их чести, сами они действительно учат киргизский и всячески приобщаются к местной культуре. Чего не скажешь о русских волонтерах… Ох, простите, мы совсем забыли. Русских, или российских волонтеров в Киргизии нет.
Для справки – в Киргизии уже давно принят законопроект, согласно которому весь документооборот должен вестись на киргизском языке. Вообще весь. И медицинский, и узкоспециальный, любой. Естественно, это сложно и местами невозможно. Но лоббисты этого процесса не сдаются, и дело хоть и потихоньку, но движется. Документооборот республики действительно дерусифицируется.
Чужие везде – и русские «киргизы», и «киргизские» русские

Знаете, почему этническим киргизам в той же Москве легче и проще, чем русским в Киргизии? Потому что про первых все понятно. Они – киргизы. И никто и не думает их воспринимать иначе. Разве что спутают с якутами или бурятами. Но это объяснимо. Похожи не только внешне – перекликаются и этнические мотивы. А «киргизские» русские – они вообще непонятно кто. Говорят чисто, без говора (возможно, сказывается «ленинградское» образование – в годы войны многих профессоров, ученых, учителей, целый пласт ленинградской интеллигенции отправили во Фрунзе). Ведут себя тактично, да и внешне отличаются – нет, как правило, «кавказского» или «татарского» нюанса.
Но и на «Родине», в Киргизии, они тоже уже чужие. Или были таковыми всегда. Старики вспоминают, как киргизы, хотя и принято было говорить по-русски, а все же на киргизском обсуждали, осуждали, ругали, ненавидели… И вот это «вали в свою Россию!» случилось не сегодня. Оно было всегда, если уж честно. Нет, не на государственном, конечно же, уровне – на бытовом. В маршрутках, на базаре, в университетах или частных компаниях. Как только чуть выше голову поднимешь – «вали в свою Россию!». Да не моя она, хотя, впрочем, кого это волнует… Кстати, русских в Киргизии уже давно не волнует вопрос – «защитит ли нас Россия?». Они знают, что не защитит. В Киргизии росдипмиссия и самих россиян-то не особо защищает, и тому есть масса примеров, что уж говорить про «киргизских» русских.
Замотай меня в паранджу, назови меня мусульманкой….
К сожалению, к огромному сожалению, Киргизия ничего особого не смогла предложить своим гражданам в качестве идеологии. Если до конца 90-х так или иначе работала советская, то после – кто куда, а кто в «религиозную» армию.
На сегодняшний день официально зарегистрировано порядка 600 граждан, выехавших вместе с семьями или поодиночке в Сирию через Турцию и принявших участие в военных действиях на стороне террористических организаций.
Многие из них вернулись домой, в Киргизию. Другие граждане проходят обучение в религиозных организациях в Пакистане, который, по сути, официально является кузницей террористических кадров.
И пока государственная машина ведет «борьбу» с женщинами в парандже, исламизация общества идет полным ходом.
Зайдите в соцсети, выйдите на улицу в том же Бишкеке – с каждый днем «бородатых» мужчин все больше. Пожалуй, превосходят их по количеству женщины в парандже.
«Пока вы тут обсуждаете, что нужно с нами делать, мы покрываемся, выходим замуж за истинных мусульман и рожаем детей-мусульман. Наши дочери тоже будут «покрываться», а сыновья брать в жены таких же мусульманок. И скоро вы будете в меньшинстве, а не мы», – примерно такая суть у многих заявлений «покрытых» киргизок. Многие из них буквально вчера – модели, актрисы, вполне себе обычные гражданки. А сегодня – «покрытые». И с учетом того, что в Киргизии нет никаких ограничений по облачению в паранджу (в отличие от того же Узбекистана) и присутствия в таком виде в любом заведении, эти же люди – женщины и мужчины – присутствуют в законодательной и исполнительной власти.
Следует учитывать несколько моментов. Ислам в Киргизии, по сути, неконтролируем. Имамы в своем большинстве не проходят аттестацию, и если мечети «пересчитаны» и то не везде, то различным медресе и молельным комнатам – намазкана счету нет. Как и контроля за ними.
Кто и о чем там говорит, что проповедует – неизвестно.
Хотя тут и гадать не приходится. Если заведение не желает оформлять себя официально, то, видимо, на то есть свои причины. Одна из них – провозглашение Туркестанского халифата. Это идея о создании единого исламского государства, в том числе на территории Казахстана и Центральной Азии, которое будет жить по законам шариата. Естественно, ничему светскому, а уж тем более русскому, тут места не будет. А теперь давайте вернемся немножко назад… Мы говорили о том, что нацистская Германия предлагала войнам «туркестанского легиона» создание «освобожденного» Туркестана. Идея похожа, не правда ли? Кстати, официально доказано – зачастую под видом сотрудников неправительственных организаций или фондов (финансируемых, как правило, Госдепом США или иными причастными источниками) действуют пропагандисты и вербовщики-исламисты. Повод задуматься…

А при чем тут русские?
Да, собственно говоря, уже не при чем.
Во всяком случае, в данный момент. Безусловно, деньги «Газпрома», который стал владельцем кыргызстанской компании «КыргызГаз» и одним из ведущих игроков на рынке ГСМ, имеют свое влияние. Но – на политиков и чиновников, которые принимают решения и вынуждены их выполнять. В остальном же «русские» киргизы все меньше присутствуют в жизни общества, страны.
Чемодан, вокзал, да не вопрос…

– Ты не думаешь уехать?
– Уже подали на программу переселения… Такие диалоги, к сожалению, звучат все чаще и чаще. Нет, русские массово не бегут из Киргизии. Уже, по большому счету, некому бежать. Остались либо отчаянные патриоты, либо те, кому уже нечего терять. Или просто все равно, что с ними происходит.
При этом стоит признать, что не Киргизия теряет своих русских, а Россия теряет Киргизию. И вряд ли даже самые смелые «вливательные» проекты смогут это изменить.

 

АВТОР: Мария ОБИДОВСКАЯ

Республика Кыргызстан



Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 818, cмотревших: 404 Список посетителей
 
Поиск
Карта сайта
Написать админу