Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 
НОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РОССИЮ
Северный Кавказ по своей сути – это многонациональная Россия в миниатюре. Например, на маленьком клочке земли, в Республике Дагестан, мирно живут и работают пре...

             
        Также в номере:
 
 

Кавказ в Российской Империи и в Советском Союзе

История вхождения Кавказа в Россию богата событиями.
Поход Петра I вдоль Каспийского моря, Гюлистанский договор 1813 года, Кавказская война, массовое выселение черкесов... До начала XX века Кавказ для власти оставался неусмиренной окраиной, населенной дикими, малообразованными и гордыми людьми, которых трудно приобщить к современной цивилизации и практически невозможно подчинить центральной власти.
Бесспорно, что только Советская власть интегрировала Кавказ и кавказцев в общее пространство страны. В горные селения, где зачастую никто не знал русского языка, приезжали молодые выпускницы педагогических вузов со всей страны. Самоотверженные хрупкие девушки несли в горы знания, учили детей, занимались со взрослыми. Конечно, многие долго не выдерживали суровых условий, но немало школьных учительниц, которые нашли свое счастье – вышли замуж за местных парней и остались в горах навсегда.
В городах создавалась промышленность – строились крупные гидроэлектростанции, заводы и фабрики, в местах бытования народных промыслов создавались артели, в селах и аулах – колхозы. Очень внимательное отношение было и к национальным языкам. Их изучали в вузах и в Академии наук, разрабатывали алфавиты для бесписьменных прежде языков, выпускали учебники на национальных языках, поддерживали национальную литературу. Уровень образования в городских и сельских школах на Кавказе был достаточно высоким. Лучшие выпускники – выходцы из кавказских республик – поступали в центральные вузы.
Эта политика дала свои плоды. Кавказцы чувствовали себя частью огромной страны, одной общности – советского народа.
С Кавказа потоком шли добровольцы на фронты Великой Отечественной войны. А после войны они поддерживали все начинания Коммунистической партии. Комсомольцы шли на целину, на строительство ГЭС, в том числе Чиркейской в Дагестане, на строительство БАМа и комсомольские стройки.
Горбачевскую «перестройку» республики Кавказа встретили в качестве полноценных самодостаточных регионов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Дагестан, например, имел развитую промышленность, дававшую около 60% валового регионального продукта, современное сельскохозяйственное производство – от виноградарства и виноделия до посевов риса.
Межнациональных противоречий, противостояний не было.
Даже депортация нескольких кавказских народов Сталиным в 1944 году, насильственное переселение на их земли представителей других национальностей и возвращение выживших на Родину в 1957 году не стали причиной больших противостояний.
Возникли конфликты между осетинами и ингушами, но они были быстро погашены. Еще одна проблема – языковая политика Сталина по слиянию небольших по численности наций с крупной по признаку близости языка. Кубачинский и кайтагский народы были отнесены к родственным им даргинцам, 14 андо-цезских народов – к аварцам.
В Советском Союзе не было принято противопоставлять свою нацию другим, громогласно афишировать свою национальную принадлежность. Я 10 лет – с 1970 по 1980 год учился в обычной средней школе № 39 города Махачкалы, но так и не узнал национальности всех одноклассников. Они не скрывали свою национальную принадлежность, просто не было необходимости узнавать это. Школьники группировались по совсем другим признакам и интересам.
Бурные 90-е и нулевые годы

Перестройка, разрушение Ельциным и его компанией Советского Союза дали, кроме развала экономики, и другие негативные плоды. Произошел отказ от коммунистической идеологии, скреплявшей жителей страны в определенную общность.
Вместе с коммунистической идеологией Россия отказалась от важных общечеловеческих ценностей, перешедших к нам от христианских заповедей. Новая идеология, которая выделила бы основные понятия о добре и зле, о правде и лжи, о нравственности и бесчестии, не была создана.
На Кавказе начался резкий рост религиозных и националистических настроений. Параллельно с появлением черносотенских организаций типа «Памяти» в центральной России, в Дагестане махровым цветом разрослись националистические движения, которые возглавили «новые дагестанцы» из числа бандитов и уголовников. Они требовали от властей решения определенных, зачастую надуманных проблем, выставляли территориальные претензии. В многонациональном Дагестане звучали требования о пропорциональности представительства определенной нации во власти. Мало кто из лидеров национальных движений реально решал проблемы собственной нации, они решали собственные проблемы и, утвердившись на отвоеванных у руководства республики должностях, благополучно забывали о собственном народе. Мало кого из лидеров национальных движений того времени, давно почивших в бозе, сегодня называют национальным лидером.
Начался распад действительности – разрушение экономики, расцвет бандитизма. Заводы и фабрики, потеряв оборонные заказы, по программе чубайсовской приватизации продавались за копейки. Некоторые из них переродились в рынки. Убийства, похищения людей, рэкет – все, что мы знали только по западным детективам и триллерам, пришло на нашу землю. Большинство представителей русской интеллигенции под давлением хлынувших в города сельских жителей уехали в Центральную Россию.
Начались крупные вооруженные конфликты – вспышка насилия в Пригородном районе Северной Осетии, абхазо-грузинская война. Отсутствие грамотной политики в отношении национальных республик и заявление первого Президента России Бориса Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько хотите» породили в горячих головах мысли об отделении от России. Результат этого – две чеченские кампании, две полноценные войны, которые обошлись очень дорого. Полностью были разрушены многие города и села Чечни. Погибли тысячи людей, воевавших по обе стороны фронта, и не меньше мирных жителей. Была попытка чужеземных террористов проникнуть в Ботлихский и Новолакский районы Дагестана. Бандиты, надеявшиеся, что дагестанцы их поддержат, встретили ожесточенное, героическое сопротивление.
Жители Дагестана проявили истинный патриотизм. Дагестан показал – он является незыблемой частью России.
Чеченские войны, сопровождавшиеся страшными террористическими актами – захватами заложников в Кизляре, Буденновске, Москве, Беслане, взрывами домов в Буйнакске, Волгодонске, Москве, закончились. В Чеченской Республике восстановилась законная власть. Практически весь регион отстроен заново.
В 90-е и нулевые годы на Северный Кавказ из-за границы шаг за шагом проникала новая зараза – религиозный экстремизм. Прикрываясь именем Всевышнего, экстремисты заявляют, что российская власть нелегитимна, что во всем мире должен быть установлен халифат, и что надо убивать тех, кто против этого. Адепты религиозных направлений – салафизма, ваххабизма, Ахлю сунна валь джамаа, независимо от названия – занялись вирусным маркетингом, внедряя в головы молодых людей, многие из которых не отягощены ни образованием, ни воспитанием, основы своей античеловеческой религии.
Легко поддаваясь увещеваниям умелых манипуляторов, проникаясь идеями религиозного экстремизма, молодые люди уходили в лес и погибали, совершая теракты или в спецоперациях.
Немалая часть боевиков – молодых людей из республик Северного Кавказа – сегодня воюет в Сирии на стороне «ИГИЛ» (запрещенной в Российской Федерации террористической организации). Международная антитеррористическая операция в Сирии, в которой принимает участие Россия, завершится, несмотря на противодействие США и стран Запада, которые ведут двойную игру. После окончания этой войны оставшиеся в живых обученные и повидавшие виды боевики хлынут домой. Есть опасность новой волны насилия на Северном Кавказе.
Дотации из федерального бюджета республикам Северного Кавказа превышают их собственные доходы. Немалая часть дотаций, субсидий, бюджетных вливаний оседает в карманах чиновников. Рядовые граждане зарабатывают собственным трудом, платят положенные налоги. Дворцы и роскошные автомобили местных нуворишей, «заработанные» воровством и взяточничеством, намного выросшая разница в доходах между богатыми и бедными вызывает у населения протестную волну.
Люди, жившие и в годы советской власти по-разному, имевшие разные доходы, привыкли хотя бы к формальной одинаковости, к единому среднему уровню жизни. И то, что происходит сегодня, может вызвать новую волну недовольства.
Проблем, часть из которых вскрылась, а часть порождена развалом Союза и принципом М.Горбачева «можно все, что не запрещено», немало. И если мы хотим видеть свою страну богатой и мирной, если мы хотим добрых межнациональных и межконфессиональных отношений, надо решать эти проблемы.
Шаг за шагом. Какие-то задачи можно решить только сверху.
Другие – на горизонтальном уровне, гражданским обществом.
Все эти проблемы разрешимы при грамотных, разумных, последовательных действиях и властей, и граждан.
Российский Кавказ сегодня

Несмотря на все перечисленные трудности и проблемы, в России в целом и на Кавказе, в частности, вновь идет, может быть и медленно, но устойчиво, – процесс консолидации. Внешние и внутренние угрозы – кризисы, санкции, терроризм – вызывают необходимость сплочения, объединения на основе идеологии патриотизма, борьбы с террором.
В последние годы подавляющее большинство жителей Северного Кавказа не интересуются проблемами межнациональных отношений, не придумывают и не ищут острые темы, а работают, чтобы прокормить себя и свои семьи.
Исконно древняя мудрость горцев, много веков мирно живших по соседству друг с другом, в чем-то поддерживая, в чем-то помогая, победила наслоения последних двух десятилетий. Горский менталитет, горские понятия, понятия о добре, чести, справедливости, почтении к старшим, уважении к женщине возвращаются на нашу землю.
Без участия государственных структур на Кавказе начали выстраиваться горизонтальные связи. Предприниматель из Чеченской Республики Юни Успанов, владелец сети ресторанов и кафе «Кунаки», однажды собрал своих виртуальных друзей по социальным сетям. На встречу приехало около сотни людей. Встреча повторилась через неделю. Виртуальная дружба переросла в хорошие приятельские отношения между людьми со всего Кавказа.
Подобные встречи стали проходить по всему Северному Кавказу.
Региональный проект «Куначество» проводит Министерство по национальной политике Дагестана. Проект направлен на возрождение традиций наших предков, укрепление связей между этносами, проживающими в регионе. Семьи, участвующие в проекте, отправляют детей на определенное время в другие районы, где дети будут жить в чужой семье, постигая изнутри традиции и менталитет другого народа. В рамках реализации проекта в районах и городах республики проходят Дни кунака.
Итоги проекта «Куначество» подводятся в ноябре фольклорным фестивалем.
Активно работают по воспитанию молодежи Министерства по молодежной политике регионов Северного Кавказа. Особое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию.
Молодые креативные люди со своими идеями и проектами выезжают на республиканские молодежные форумы – «Ицари», «Кайтаг», «Табасаран», региональные – «Машук», и общероссийские – «Таврида», «Территория смыслов». На форумах они проходят интенсивное обучение, защищают свои проекты, а самое главное – находят новых друзей, с которыми не теряют контактов и продолжают общаться после форумов, благодаря социальным сетям.
Воспитание молодежи, составляющей более трети населения Северного Кавказа, в духе нетерпимости к проявлениям терроризма и религиозного экстремизма является важнейшей задачей.
Если религиозный молодой человек начинает увлекаться идеями джихада, борьбы с «неверными», нужно его вовремя остановить, найти того, кто обучит его правильному, традиционному исламу.
Очень важно развивать светскую современную образовательную систему, не допуская проникновения в умы чуждой идеологии.
Подвиг лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова всколыхнул патриотические и гражданские чувства у всех россиян.
Десятого июля он с родственниками отдыхал в лесу недалеко от села Сергокала в Дагестане. Боевики обнаружили спящих людей и при обыске нашли у Нурбагандова удостоверение сотрудника полиции. Бандиты решили устроить над ним демонстративную расправу. Связав полицейского, они потребовали обратиться к сослуживцам с призывом бросить работу в правоохранительных органах. Все происходящее нападавшие снимали на камеру мобильного телефона.
Нурбагандов под угрозой смерти не выполнил требование боевиков, а произнес всего два слова: «Работайте, братья!» После этого раздались выстрелы.
За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, Президент России Владимир Путин присвоил дагестанскому полицейскому посмертно звание Героя России. По всей России проходят акции в память о герое – граждане прикрепляют к своим автомобилям стикеры с надписью: Работайте, братья!». Во многих школах по всей стране прошли мероприятия, посвященные подвигу Магомеда Нурбагандова. Рядовой дагестанец вновь показал всей стране, что такое настоящее мужество и настоящий патриотизм.
Владимир Путин в конце октября в Астрахани на заседании Совета по межнациональным отношениям, сказал, что межнациональные отношения – сложнейшая, чувствительная сфера.
Во многом благодаря реализации Стратегии государственной национальной политики Россия успешно противостоит глобальным угрозам: экстремизму и терроризму. Огромное значение имеет также предупреждение и предотвращение этнических и религиозных конфликтов. В результате почти 80% граждан страны считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными или нормальными.
Несколько лет назад такую оценку давали только 55% наших граждан.
Владимир Путин отметил, что ключевая роль в противостоянии отрицательным тенденциям принадлежит общественному и духовному единству нашего народа. «Оно складывается из осознания гражданами России, что у них – людей разных национальностей – общая страна, что их объединяют общие ценности и традиции, великая русская культура, русский язык».
Президент России предложил разработать и принять федеральный закон «О принципах формирования российской идентичности и основах этнокультурного развития в России».
В советские годы такого рода идентичность существовала.
Граждане чувствовали свою принадлежность к родной стране, свою причастность ко всему, что здесь происходило. Поэт Мустай Карим подчеркивал: «Я не русский, но я россиянин». Расул Гамзатов говорил по-другому: «В Дагестане я аварец, в Москве я дагестанец, а за рубежом я русский».
«Россиянин» – термин, который начал употреблять Михаил Ломоносов. Александр Суворов, переходя Альпы, говорил о российском солдате. По мнению заместителя директора Института этнологии и антропологии РАН Владимира Зорина, в советские годы слово «россиянин» было сознательно выведено из оборота и не составляло конкуренции исторической общности того времени «советский народ».
Формирование новой российской идентичности – задача не на один день. Но в последние годы оно идет достаточно активно.
Восприятие россиянами себя как части большой страны, повышение ответственности каждого за свою страну становятся всё более устойчивыми. Надо возвращать в оборот понятия «россиянин», «российский народ». Это понятие сегодня не чуждо ни жителям Центральной России, ни жителям Дальнего Востока, ни жителям Северного Кавказа.

 

АВТОР: Саид НИНАЛАЛОВ

главный редактор Дагестанского

отделения ИА «СевКавИнформ»



Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 1322, cмотревших: 552 Список посетителей
 
Поиск
Карта сайта
Написать админу