Рубрики Приложения О журнале Главная Разделы Контакты
Архив номеров
Наши партнеры
 

Италия подарила немало славных имен, вписанных золотыми буквами в историю мирового автопрома. Но первыми в этом ряду стоят два человека с одинаковым именем: дед и внук Джованни Аньелли. Благодаря им «ФИАТ» стал не только самой могуществен- ной ит...

Джованни Аньелли —

Италия подарила немало славных имен, вписанных золотыми буквами в историю мирового автопрома. Но первыми в этом ряду стоят два человека с одинаковым именем: дед и внук Джованни Аньелли. Благодаря им «ФИАТ» стал не только самой могущественной итальянской компанией, но и символом Италии XX века.

Юрист-кавалерист


Основатель автомобильной династии Джованни Аньелли-старший родился 13 августа 1866 года в родовитой туринской семье. Джованни, отслужив 8 лет в кавалерии, подал в отставку, получил юридическое образование и решил посвятить себя предпринимательству. Ему понадобилось несколько лет, чтобы найти партнеров и убедить банкиров вложить средства в новое предприятие, прежде чем 11 июля 1899 года в Турине было основано «Акционерное общество автомобильного завода в Турине» («Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino»), известное сегодня как «ФИАТ» (FIAT).

Джованни Аньелли с энтузиазмом брался за все направления — от маркетинга до испытания автомобилей в автогонках, везде проявляя недюжинные способности. И в итоге в 1902 году он фактически взял управление предприятием в свои руки.

Подлинный рывок «ФИАТа» начался в 1903 году, когда в Италии отменили тарифы на импортную сталь.

Джованни Аньелли предложил компаньонам взяться за производство не только легковых автомобилей, но и автобусов, грузовиков, трамваев, двигателей для самолетов и морских судов и даже оружия.

Для кого — война, для «ФИАТа» — мать родна

В 1911 году Италия объявила войну Турции и вскоре завоевала Ливию. Тут «ФИАТ» и пришелся как раз кстати со своими грузовиками, самолетами, винтовками, пулеметами, став поставщиком итальянской армии. Затем грянула Первая мировая война, и на компанию буквально обрушился золотой дождь — «ФИАТ» всю продукцию поставлял на монопольных условиях.

Аньелли с компаньонами отлично понимал, что война когда-нибудь закончится, и народу нужны будут недорогие автомобили. Еще во время военных действий на «ФИАТе» приступили к строительству грандиозного современного предприятия. Автомобильным сердцем «ФИАТа» было решено сделать новый завод «Линготто», возводившийся с 1916 по 1922 год. Это был крупнейший в Европе завод, располагавшийся на 5 этажах, на крыше которого находилась грандиозная испытательная площадка, включавшая в себя километровую трассу (на фото вверху и справа).

Расплата за триумф

Первая мировая война вывела «ФИАТ» не только в лидеры итальянского автомобилестроения, но и позволила стать в 1919 году крупнейшей компанией страны. Однако до Италии докатилась волна революционных выступлений пролетариата, центром которых стал промышленный Турин. Восставшие рабочие предложили Аньелли добровольно расстаться с собственностью, и он покинул «ФИАТ». Деятельность компании оказалась парализованной, и через некоторое время пролетарии попросили Аньелли вновь возглавить предприятие.

В 1922 году власть в Италии захватил Муссолини. Дуче, как и Адольф Гитлер, вовсю строил хорошие дороги, превращая миллионы итальянских крестьян и рабочих в потенциальных клиентов «ФИАТа». На что Аньелли ответил разработкой модели «F-500 Toppolino», выпускавшейся с 1935 по 1955 год практически без модернизации.

Этот маленький автомобильчик оказался столь удачным, что даже фашистская Германия приобрела лицензию на его производство.

Судьба жестоко отплатила Аньелли за успех в бизнесе. В 1935 году гидросамолет, в котором летел его сын Эдоардо, неожиданно свалился в штопор и разбился о волны. Чуть позже в автомобильной аварии погибла невестка Аньелли — Вирджиния Де Бурбон, одна из красивейших женщин того времени.

Осиротевших внуков — трех сыновей и четырех дочерей Джованни взял на свое попечение и решил воспитать по своему образу и подобию.

Особые надежды он возлагал на Джованни-младшего, названного в честь деда.

Меж двух огней


Конфликт в Испании, затем Вторая мировая война принесла «ФИАТу» огромные заказы на поставку военной техники. Аньелли, действуя во благо предприятия и сотрудничая с фашистской партией, вместе с тем умудрялся оказывать помощь итальянскому движению Сопротивления. Тем не менее работа на два лагеря не спасла «ФИАТ». В 1943 году режим Муссолини пал.

Немцы оккупировали север Италии, а союзники принялись бомбить производственные корпуса предприятия.

К окончанию Второй мировой предприятие Аньелли оказалось на грани краха. Точку в истории «ФИАТа» чуть не поставил Комитет национального освобождения, обвинив Аньелли в сотрудничестве с режимом Муссолини, второй раз лишив его собственного предприятия.

Отойдя от дел, Джованни Аньелли скончался 16 декабря 1945 года, оставив за собой звание самого выдающегося предпринимателя Италии первой половины XX века.

Внук за деда

Джованни Аньелли, любимец и надежда деда, в 1945 году был слишком молод, чтобы возглавить «ФИАТ». Да и к тому же не особенно желал заниматься семейным делом — в свои 24 года ему пришлось немало повидать — сначала повоевать на Восточном фронте против Красной Армии, а затем бить немцев в рядах Сопротивления. Аньелли-младший хотел брать от жизни все самое веселое, что он с успехом проделывал два десятка лет.

Семейный автобизнес Джованни Аньеллимладший возглавил лишь в 1966 году после того, как попал в аварию, стоившую перелома обеих ног. Он начал с модернизации производства и оптимизации расходов, внедрения в производство новых моделей «ФИАТа». Особенно удалась Джованни модель «ФИАТ-124» — прообраз ВАЗовской «копейки». Эта модель в 1967 году была признана в Европе автомобилем года.

Автомобилями собственной марки Джованни решил не ограничиваться и стал агрессивно подминать под себя весь итальянский автопром.

Один за одним пали «Лянча», «Аутобьянки», «Ивекко», «Феррари», «Альфа Ромео» и, наконец, «Мазерати».
Попутно клан Аньелли под руководством Джованни раскинул свои щупальца и на другие сферы бизнеса. За 30 лет руководства «ФИАТом» влияние Джованни Аньелли на политику и экономику возросло настолько, что его удостоили всеми возможными и невозможными титулами, главный из которых — «Пожизненный сенатор».

Злой рок семьи Аньелли

Колоссальные успехи Джованни Аньелли не раз сопровождались громкими скандалами и кризисными ситуациями, вплоть до массовых забастовок рабочих и антикоррупционных разбирательств. Со всеми трудностями Аньелли превосходно справлялся, а вот справиться с судьбою королю бизнеса не удалось.

Сын брата, Джованни Альберто, которого считали официальным наследником империи, сначала потерял дочку, а потом на пике карьеры умер в 1997 году от рака кишечника. Через 3 года единственный сын владельца «ФИАТа» Эдоардо в возрасте 46 лет покончил жизнь самоубийством, бросившись с 80-метрового моста. После смерти племянника Джованни Аньелли был вынужден оставаться на посту рулевого «ФИАТа» в должности Почетного президента вплоть до своей смерти 24 января 2003 года. Сменивший Аньелли-младшего брат Умберто также смог поруководить компанией чуть больше года, пока его не настигла смерть от рака.

Аньелли и Россия

Оба Джованни Аньелли оказали влияние на российский, а впоследствии и советский автопром.

При Джованни-старшем уже в 1912 году в Москве было открыто первое дочернее предприятие «ФИАТа» по изготовлению автомобилей и запчастей.

Первым будто бы советским автомобилем, увидевшем свет на параде 7 ноября 1924 года, стал грузовик «АМО-Ф-15» — не что иное как «ФИАТ15». В начале 1930-х годов «ФИАТ» построил в Киеве завод по производству подшипников.

Вклад внука Аньелли в советский автопром оказался более значительным. При нем «ФИАТ» взялся за создание Волжского автозавода и менее чем за 3 года смог построить в СССР предприятие, способное выпускать 660 тысяч автомобилей в год. Вместе с производственными мощностями Советское правительство приобрело и лицензии на выпуск нескольких моделей «ФИАТа», которые до сих пор колесят по российским дорогам: «Фиат-124» воспроизведен в «ВАЗ-2101», а слегка модернизированный «ФИАТ-126» мы знаем как вазовскую «шестерку».

Надолго обосновался «ФИАТ» и в современной России, создав с российской компанией «Соллерс» (бывшее ОАО «Северсталь-авто») совместные предприятия по выпуску автомобилей, а также по продаже машин знаменитого бренда.

Наследие великих

Сегодня общая стоимость активов семейства Аньелли, созданных в основном стараниями двух Джованни Аньелли, оценивается в сумму более чем 100 миллиардов долларов. На предприятиях холдинга «ФИАТ» по всему миру работают более 160 тысяч человек. Предприятия, контролируемые семьей, создают до 5% ВВП Италии. Правда, в семье Аньелли пока нет столь талантливых предпринимателей, как дед и внук Джованни. Только в 2006 году «ФИАТ» смог выбраться из глубочайшего кризиса при помощи Серджио Марчьонне. Дела были столь плохи, что в 2004 году семья Аньелли всерьез подумывала о закрытии автомобильного отделения и распродаже активов.

Приход нового руководителя буквально спас «ФИАТ» от верной гибели. Новые модели «Панда» и «Пунто» стали бестселлерами европейского рынка. И теперь будущее холдинга выглядит вполне оптимистичным.



Реинкарнация Фиата 500 удалась на славу, хотя и прошло полвека. Кстати, Фиат 500 образца 1957 года стал прототипом для «горбатого» запорожца.

Дмитрий ПРОТАСОВ


Обсуждение Еще не было обсуждений. Просмотров: 2101, cмотревших: 1115 Список посетителей